Pavel

Cчастливый мастер уныния

In История искусства / History of the art on 14 марта, 2016 at 1:26 дп

5yebac0ppk0
Много раз, читая Пелевина испытывал нечто сродни отравлению. Вы замечали, что нет такой грани реальности, и не только постсоветской, которую Виктор Олегович не сумел бы что называется развенчать? Едкий, всепобеждающий сарказм в его исполнении низлагает любые авторитеты, выворачивает наизнанку любые религиозные мифы. Кроме буддийского.

Главная мысль этого учения, очищенная от этнографических диковин, служит основой для замеса любых сюжетов Пелевина. Разумеется, трудно спорить с базовым тезисом философской системы, которая пережила уже столько переизданий: «жизнь — это страдание». И конечно, если вы принимаете такой взгляд на реальность как часть творческого метода, то не стоит удивляться, если читатель в итоге почувствует некую горечь, а то и безысходность после прочтения ваших книг. И, чтобы заглушить эту горечь, побежит за новой.

И я понял, что меня смущает. Говоря о скоротечности счастья, его эфемерности и в итоге невозможности, он очевидно путает физическое удовольствие и радость. Большая часть философских диалогов в которых герои Пелевина размышляют о бренности счастья весьма убедительны. Но в них смешивается удовольствие, которое есть лишь восстановление равновесия в нашем организме (оголодал, поел: всё) и радость (корни которой не в теле, а в психике), которую можно испытывать от совершенно неожиданных вещей, вплоть до самопожертвования. Да, можно проследить эмоции на уровне биохимии, но случаи клинических отклонений лечат не книгами, а медикаментами. Мы говорим о среднем человеке.

И главное, за кадром остается один щекотливый момент. Не могу утверждать, но смею предположить, что сам автор испытывает радость от процесса написания книг (обдумывание, вынашивание идей, обработка). Вряд ли такое количество качественных вещей можно сделать, работая только ради денег. Каким бы цинизмом из 90-х ни прикрывался автор, вероятнее всего, он продолжит писать даже если издатели перестанут его публиковать. Например будет публиковаться в интернете за донат, а то и бесплатно. Просто потому что любит.

Совсем недавно удалось таки прочитать давно откладываемую на потом книгу из области поп-психологии «Поток». Жаль, что эта книга настолько популярна. Считаю даже, что в России ее стоило бы запретить. Просто чтобы молодежь начала ее тайком скачивать и читать из чувства протеста, потому что она стоит того чтобы быть выученной наизусть.

Американский психолог Михай Чиксентмихайи добросовестно много лет изучал банальную вещь: чувство счастья, которое переживают люди. И как справедливо считает сам, кое-что о нём понял. Забегая вперёд, скажу, что счастье есть, но не там, где вы его скорее всего, ищите. Меня эта книга покорила тем, что автор не «чукча-писатель», а знает и своих предшественников, хоть того же Виктора Франкла. Михай выделяет восемь признаков «оптимального переживания» и подробно разбирает примеры счастливцев (которые, к слову, больше напоминают героев дзенских притч, чем западных мотивационных роликов). «Поток» учит, что если отказаться от погони за счастьем и от навязанных извне клише, то жизнь не такая уж и дурная вещь.

О чем это всё? Во-первых, о том, что даже самая платиновая сверхидея, будь то толстовское христианство или пелевинский буддизм, это только прописи, опора для ума и сердца, которые нуждаются в нашей энергии, чтобы наполнить жизнь смыслом. Прекрасные же творения создаются скорее не благодаря им, а «несмотря на».

А во-вторых, о том, что не надо обесценивать те возвышающие нас моменты радости, которые мы переживаем, например в обществе близких и друзей, в процессе творческого забытья, во время чтения остроумнейших книг, на рыбалке и даже когда самозабвенно доказываем всем вокруг, что счастья нет.

В этот момент мы счастливы — и это уже очень много.

Оставьте комментарий